Владимир Аврамович Алексенко – дважды Герой Советского Союза, уроженец села Киевского, отважный лётчик-штурмовик, совершивший за время войны на своём ИЛе 292 боевых вылета. С февраля по май 1943 года прошёл боевой путь от сержанта до гвардии майора, от рядового лётчика до заместителя командира Гвардейского штурмового авиационного полка.

Родился 27 января 1923 года. Его отца, колхозного тракториста, Аврама Антоновича, не стало незадолго до войны. Владимир остался единственным в семье мужчиной. Мать Наталья Алексеевна работала, младшие сестрёнки Нина и Клава учились в школе.
В 1940 году начала осуществляться его давняя мечта о небе – он поступил в Краснодарский аэроклуб. Позже, в 1942 году, окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов.
Война ещё не докатилась до кубанской земли, но вести с фронта жадно впитывались молодыми ребятами, мечтавшими побыстрее овладеть лётным мастерством и сразиться с врагом. После серьёзных неудач в начальный период войны нашей авиации требовались сотни летчиков.
Выпускники Краснодарской военно-авиационной школы пилотов, среди которых был и Владимир Алексенко, направлены в мае 1942 года в 27-й запасной авиационный полк в Архангельском военном округе в Вологде. Когда в запасном полку появились штурмовики, знаменитые «ильюшины», молодые лётчики-истребители решили освоить эту машину. Этот знаменитый самолёт известного авиаконструктора Сергея Ильюшина по праву назывался «главным самолётом войны», поэтому воевать на нём было особенно почётно и ответственно.
Гитлеровцы окрестили эту машину, оснащенную мощным вооружением, «черной смертью», а наши войны называли её «летающим танком» за броню, защищавшую лётчика и важные части самолёта.
Командование поддержало стремление молодых лётчиков, и тогда Владимир Алексенко из истребителя превратился в штурмовика.
Учёба в запасном полку шла интенсивно. Обучаемые рвались на фронт. В характеристике на Владимира Алексенко, написанной в декабре 1942 года, сказано: «Имеет большое желание быстрее закончить программу переучивания и уехать в действующую часть на фронт».
И уже в метельные, морозные январские дни 1943 года Владимир Алексенко с товарищами добирался на Ленинградский фронт поездом, машинами, а затем пешком по «дороге жизни» Ладожского озера.
Владимир Аврамович вспоминал: «Делая первый шаг на ледовую трассу, мы ещё не знали, что она проходит в 12-15 км от южного берега озера, занятого врагом, и что можно неожиданно попасть под его обстрел, под свинцовые очереди проносящихся над головами «мессеров» и воющий град бомб «юнкерсов» либо просто провалиться под лёд.
Сержанты-пилоты шли обочиной, чтобы не мешать движению транспорта. Легко одетые мы часто и настойчиво пробирались через снежные заносы и, когда кто-то из нас обнаруживал вражеский самолёт, подавал команду «Воздух». Все дружно «ныряли» в сугроб. Это была и короткая передышка, и «укрытие». Так, можно сказать, короткими перебежками, мы к вечеру добрались до западного берега Ладоги, преодолев более 30 километров ледовой дороги, и скоро оказались в полку».
В полку к этому времени сложились хорошие боевые традиции. Полк начал формироваться перед войной, в марте 1941 года, под Воронежем как 174 ближнебомбардировочный полк, но с началом войны, с поступлением на вооружение ВВС самолетов-штурмовиков ИЛ-2, переименован в 174-й штурмовой авиационный полк. Всего 25 дней пробыл полк в боевой обстановке. Потери в полку были большие, но и фашистам нанесли значительный урон.
8 марта 1942 года был зачитан приказ Народного комиссара обороны, в котором говорилось, что за отвагу и героизм, проявленные воинами в боях с фашистскими захватчиками, 174-й штурмовой авиационный полк преобразуется в 15-й Гвардейский штурмовой авиационный полк. Вот в этот прославленный коллектив летчиков-штурмовиков и прибыли в морозные январские дни 1943 года молодые пилоты, в том числе и Владимир Алексенко, которому 27 января исполнилось 20 лет.
Командиры, ветераны полка буквально с первых же часов взяли их в оборот. Занимались без передышки, в том числе и в ночное время. Готовились к боевым вылетам, поднимались в воздух со «стариками», учились у них штурмовым действиям, взаимодействию с истребителями. На фронтовом языке это называлось «вводом новичков в строй».
Уже в феврале Владимир Алексенко участвует в боевых вылетах в небе над блокадным Ленинградом. В первой боевой характеристике с 17 февраля по 1 июля 1943 года записано: «…в бою проявил себя смелым, мужественным, отважным лётчиком, умело владеющим самолетом ИЛ-2. Волевой, энергичный командир».
И в подтверждение этого 27 марта 1943 года ему присваивается первое офицерское звание младший лейтенант. 4 марта 1944 года ему присвоили звание лейтенант и назначили старшим летчиком.
В один из майских дней 1943 года полку было присвоено почетное наименование «Невский».
Гвардейцы воевали по-гвардейски. От их штурмовых ударов противник нёс ощутимые потери в боевой технике, вооружении и живой силе. Многие боевые вылеты заканчивались без потерь боевых друзей. Но были и горькие минуты. 25 июля в середине дня группа под командованием Алексенко вылетела на разведку. У разъезда Павлово они обнаружили небольшой эшелон из 11 вагонов и стоящих около него загружавшихся машин. Сильный зенитный огонь, открытый фашистами, свидетельствовал, что эшелон представляет для них определенную ценность. Владимир Алексенко дал команду: «В атаку!». После второй атаки в середине эшелона возник пожар, а затем раздался взрыв огромной силы.
Фашисты в панике пытались скрыться на дрезине, но гвардейцы настигли их и уничтожили. Строй растянулся. Алексенко, беспокоясь о ведомых, по переговорному устройству спросил о них воздушного стрелка Васю Меюса. Тот не ответил. Владимир Аврамович повернулся и посмотрел в окошечко, увидел пятна крови. Когда он посадил машину, то сразу же бросился к кабине воздушного стрелка. То, что он увидел, потрясло его. Изуродованное взрывом тело было безжизненным. Когда к стоянке подъехал командир полка, увидев погибшего, спросил: «А где же Алексенко?». Командиру указали на небольшую рощицу. Командир нашел лётчика, лежавшего в густой траве лицом к земле. Плечи его вздрагивали. Молодой лётчик старался заглушить рыдания. Командир опустился на колени и, обняв летчика за плечи, по-отечески успокоил его.
За гибель боевого товарища Алексенко поклялся отомстить врагам. Боевое мастерство молодого лётчика росло с каждым днем. В характеристике от 29 января 1944 года отмечалось, что менее чем за год он совершил 107 успешных боевых вылетов, в том числе по дальней артиллерии врага, обстреливающей город Ленинград, – 24 боевых вылета.
– При выходе из атаки, – отмечалось в боевой характеристике, – прямым попаданием зенитного снаряда была полностью перебита правая часть стабилизатора и руль самолета. Тяжело управляемый самолёт Алексенко, благодаря отличной технике пилотирования привёл на свой аэродром.
Большой вклад в прорыв блокады Ленинграда внесли летчики-штурмовики, в том числе и Владимир Алексенко, назначенный в этом году командиром авиаэскадрильи. В октябре ему присвоено звание старшего лейтенанта, а через два месяца он стал капитаном.
В личном деле Владимира Аврамовича имеются два представления на звание Героя Советского Союза. Командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (227-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Алексенко 19 апреля 1945 года за доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, удостоен звания Героя Советского Союза.
Второй медалью «Золотая Звезда» заместитель командира 15-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Алексенко награждён 29 июня 1945 года за 292 боевых вылета на штурмовку вражеских укреплений, аэродромов и уничтожение живой силы противника. Кавалеру двух Золотых Звёзд было всего 22 года.
В 1943 году молодой лётчик Владимир Алексенко прибыл в Ленинград. А в 1944-м, опередив даже некоторых ветеранов, он праздновал своеобразный юбилей – двухсотый вылет на штурмовку. Между прочим, юбилейный вылет Алексенко отметил тем, что уничтожил около роты вражеских пехотинцев, 5 автомашин и 15 повозок с грузами.
Дважды Герой Советского Союза Владимир Алексенко при каждом вылете совершал по нескольку атак, а бывало, даже по десять, двенадцать. И это в то время, когда земля неистово плюется огнём, сталью, свинцом, а сверху подкрадываются «мессершмитты». Однажды, например, Алексенко со своими ведомыми вчетвером вёл бой с восемью немецкими истребителями. Дерзость, с которой Алексенко бросился на них, решила исход боя. Двух «мессершмиттов» сбил Алексенко, а еще двух его ведомые.
292 боевых вылета – это немало. Но еще более важен их боевой эффект. Каков эффект штурмовок Владимира Алексенко, каков его вклад в Победу, судите сами: он уничтожил 27 полевых и 54 зенитных орудия, 33 танка, 53 железнодорожных эшелона, 118 автомашин, 10 складов с боеприпасами и ещё многое другое…
Свой последний 292-й боевой вылет Алексенко совершил 8 мая 1945 года.
Владимир Алексенко – человек весьма дисциплинированный. И все-таки однажды он допустил нарушение. Это произошло, когда бои шли на территории фашистской Германии. Восхищенный действиями группы штурмовиков наш авианаводчик крикнул с земли в микрофон: «Здорово! Кто в воздухе?». И вот тогда командир группы Алексенко, вместо того чтобы назвать свой позывной, ответил: «В воздухе ленинградцы!».
Большим событием в жизни Алексенко было участие в Параде Победы. Ему доверили быть знаменосцем своей родной дивизии.
После войны продолжал службу в ВВС заместителем командира 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Прибалтийском военном округе). Много учился и трудился.
В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. В мае – августе 1954 года – заместитель командира 31-го гвардейского истребительного авиационного полка (в группе советских войск в Германии). Летал на реактивном истребителе МиГ-15, МиГ-17 и сверхзвуковом истребителе МиГ-19.
В 1962 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июля 1962 года – заместитель командующего по боевой подготовке. Успешно командовал авиационным полком, дивизией, 5-й воздушной армией (в Одесском военном округе). Был требователен к себе и подчиненным.
В 1978 году по состоянию здоровья Владимир Алексенко уволился в запас. Последнее время проживал в Одессе. Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Владимир Аврамович Алексенко бесконечно любил свою малую родину. Каждый год он приезжал со своей семьей в село Киевское. Там же, на его родине, установлен бюст дважды Герою Советского Союза.

Ушел из жизни 16 июня 1995 года. Похоронен Владимир Аврамович в Одессе. Его имя присвоено школе №12 в селе Киевском, его именем названы улицы села, города Крымска. Имя высечено на памятнике лётчикам в Одессе и на стене почёта возле оперного театра. Мемориальная доска – в Одессе, на доме, в котором жил Алексенко, золотом выбито его имя в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве, на Поклонной горе.
В 1998 году краевая Ассоциация Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы обратилась в администрацию Крымского района за помощью в организации поездки делегации с Кубани в Одессу. Цель поездки – принять от вдовы нашего прославленного земляка личные вещи мужа с последующей передачей экспонатов в музей. В зале нашего музея, посвящённом событиям Великой Отечественной войны представлены личные вещи нашего земляка, дважды Героя Советского Союза.
В фондах Крымского краеведческого музея хранится машинописный текст книги В. А. Алексенко и его соавтора, Героя Советского Союза, полковника С. И. Потапова «Гвардия невского полка». В книгу вошли рассказы авторов о своих боевых друзьях-летчиках, воздушных стрелках, об отцах-командирах, о батальоне аэродромного обслуживания. Текст книги был передан в наш музей Героем Советского Союза Г. П. Хаустовым в 2012 году. Тогда декан факультета телерадиовещания и изобразительного искусства Краснодарского университета культуры и искусства В. В. Рунов обратился к своему другу, воспитаннику В. А. Алексенко, полковнику запаса, Герою Советского Союза Григорию Павловичу Хаустову, помня, что он рассказывал ему о хранящейся в одесской квартире рукописи книги «Гвардия Невского полка».

– Вопрос о поездке в Одессу был решён безотлагательно! – говорил сам Герой Советского Союза Хаустов. – Приняли мы из рук супруги покойного рукопись как самое драгоценное наследие. Думали, вернёмся на Родину, примут нас в кабинетах власти с распростёртыми объятьями и тут же издадут мемуары прославленных лётчиков, но оказалось, что было суждено рукописи пролежать на полке долгие годы. Потом мы передали её в Крымский краеведческий музей и были просто поражены, когда нам позвонили и сказали, что «Гвардия Невского полка» наконец-то издана. Какой камень свалился у меня с души, вы не представляете. А работники музея совершили гражданский подвиг! Не побоюсь употребить такие высокие слова, ведь они дали жизнь книге, которой суждено пережить многие поколения читателей. Низкий им поклон за порой незаметный, но такой нужный труд!
Презентация состоялась в День Памяти, двадцатилетия со дня ухода из жизни нашего прославленного земляка, в малом зале Социально-культурного центра Крымского района. На презентации присутствовали родственники героя, ветераны войны, Вооружённых Сил и труда, казаки и просто неравнодушные к истории нашей малой Родины люди.
Людмила Корчинская, научный сотрудник МБУ «Крымский краеведческий музей».

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика