С 6 на 7 января — Рождество Христово. Этот праздник – один из самых значимых в жизни православных христиан. О традициях и обычаях встречи этого светлого дня, о том, как вести себя в двенадцатидневный период Святок, о важности Рождественского поста и правилах омовения в Крещенской воде мы поговорили с протоиереем Владимиром Фроловым, настоятелем храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Мерчанского Крымского благочиния.
Отец Владимир рассказал корреспондентам «Призыва» о том, что Рождество Христово по значимости своей сравнимо с Воскресением Христовым.
– В мир входит Богочеловек, Бог. Конечно, человечество не сразу приняло этот постулат. Почему? Потому что в людское сознание не могло вместиться понимание необъятной сущности Божества. Как она – эта необъятность и необъяснимость – может вместиться в плоть человеческую, которая уже сама по себе ограничивает свободу Божества? Тогда для языческого мира, для античной философии это казалось абсолютно неприемлемым. Иудаизм же от иных религий отличался прогрессивным взглядом на творение мира. В античной философии, в язычестве, друидизме и шаманизме люди поклонялись множеству божеств и духов, каждый из которых управлял своей стихией, заведовал тем или иным направлением человеческой жизни и даже местом. И только народ иудейский к началу исчисления от Рождества Христова оставался носителем правды Божией о том, что единый Создатель сотворил небо и землю и вся, яже в них. В этом народе и рождается Христос, рождается, чтобы спасти мир. Это удивительное событие, этот великий праздник Рождества Христова и стал самым высокоценимым во всей церкви христианской, – начинает нашу беседу протоиерей Владимир Фролов.
На вопрос, почему так получается, что в дни празднеств, будь то Рождество или Крещение Господне, люди умудряются совмещать добрые православные традиции с остатками языческих обрядов, почему в Крещенский сочельник православные окунаются в прорубь или купель, хотя это действо не прописано в церковных канонах, отец Владимир отвечает с еле уловимой улыбкой на лице:
– Мы переняли свою веру, её обычаи и традиции, многие из которых не прописаны в Священном писании. Ну нет в нём, например, литургии, её обрядовая часть вообще отсутствует. Но в церкви православной существует как Священное Писание, на котором мы и основываем свою веру, так и Священное Предание.
Это совокупность духовного опыта и вероучительных положений, выработанных устной и письменной традицией христианской церкви.
– Значит, окунание в прорубь церковью не возбраняется? – интересуемся мы.
– Нет. Это такая местная традиция относительно русской православной церкви. В реки и озёра зимой окунались и в Византии, и в Египте, и в Антиохии. Но ведь это же тёплые страны, с благоприятным климатом. А у нас в это время зима и лёд. В реке Иордан, где Господь принимал Крещение (а было это именно зимой), лунку не долбили. Там и так было тепло, хорошо, а на деревьях листья зелёные. А в России (в большей её части) в это время как раз лютые морозы. Но вера русского православного человека сильнее лютых морозов. Потому и идёт наш народ к водоёмам в мороз и стужу, по вере своей и в честь Господа. И, знаете, если это проявление благочестивой уверенности в том, что он делает хорошо, что это своего рода личный подвиг, некая победа над своей слабостью и немощью, то как церковь может этому воспрепятствовать? Нет, конечно. Единственное, что к такому святому делу подходить нужно благоговейно, со страхом Божьим и трепетом. Не в пьяном виде, не в порыве наглого дерзновения.
При этом, бывает, входя в холодную воду, некоторые забывают, что это праздник, что вода – святая, и умудряются произносить матерную брань. Ну, конечно, такие проявления состояния человеческого ни в какие рамки не укладывается. Для христианина такое поведение недопустимо, – говорит отец Владимир.
Не можем не задать ещё один популярный вопрос о том, как церковь относится к нехристианским увлечениям, таким, как святочные гадания. Знаем, слышали, читали, что плохо, но очень любопытно услышать личное мнение нашего собеседника.
– К сожалению, иногда даже нашими СМИ, необразованными и невежественными, культивируются и пропагандируются всякого рода гадания. Для чего это делается, я объяснить не могу. Тему эту преподносят, как что-то новое и увлекательное. Но это ведь не так. Это старое, забытое и давно отброшенное за ненадобностью. Я не считаю, что гадания можно отнести к традициям. Нам преподносят, что это такое таинственное, интересное действо, своего рода запретный плод, который сладок. На самом деле никакого смысла в этих «гадательствах» нет и быть не может. Вы только репутацию себе испортите там, в Царстве Небесном. Руководствоваться в жизни нужно целесообразностью и разумностью, – отвечает батюшка.
Задали мы несколько вопросов и касательно угощений к праздничному столу, который накрывается в каждой семье на Рождество Христово. В центре стола всегда есть у нас тарелочка с отварным сладким рисом, украшенным конфетами или орехами. Такое же угощение – кутью – по традиции дети приносят своим крёстным родителям в Рождественский Сочельник.
– Готовить кутью – это тоже древний обычай. Кутья – это приношение в церковь. И оно принимается также в Царстве Небесном, ведь кутью отваривают не только для живых, но и для мёртвых.
В праздники кутью носят два раза – перед Рождеством и перед Крещением. Так принято, что после долгого Рождественского поста, который взрослые, как правило, держали, дети-крестники, заботясь о здоровье своих крёстных родителей, с первой засиявшей на небе звездой несли им это сладкое угощение.
Кутья, к слову, бывает русская и греческая. Русская готовится из белого риса, заправляется мёдом, украшается различными сладостями. Греческую готовят из пшеницы. Сваренную пшеницу смешивают с жареной мукой, заправляют мёдом с добавлением грецких орехов. Очень вкусное угощение с большим смыслом, – рассказывает отец Владимир.
По его словам, самой правильной встречей Рождества будет встреча его в храме.
– Если вы держали Рождественский пост, то нужно обязательно причаститься в этот праздник. Это было бы лучшим завершением года, благочестивым и для вас, и для Господа. А после службы хорошо бы отправиться домой, к столу, в круг своей семьи, – говорит наш собеседник.
О соблюдении поста отец Владимир говорит, что держать его по возможности нужно, но делать это должен не каждый.
– Пост нужен, чтобы страсти наши губительные, которые действуют через плоть, сдержать. Святые отцы рекомендовали смирять свою плоть, чтобы она не горела огнём этих самых страстей. И гнев, и раздражительность, и блудные, и прелюбодейные помыслы, они все идут от буйства тела, от пресыщенности, от праздности. А потому рекомендации держать обязательный пост относятся как правило к молодым людям. Не рекомендуется держать пост тому, у кого плоть и так смиренна. А смирилась она какой-то болезнью. Болея, человек уже не может вкушать пищу, какую все вкушают, не может бегать или прыгать. Усугублять болезнь постом таким людям не рекомендуется. Обычно болезни всегда являются спутниками престарелых людей. И, казалось бы, именно пожилые не обязаны держать строгий пост. Но именно таких людей труднее всего сдержать от его соблюдения. Они-то как раз и рвутся поститься, а молодые находят отговорки и оправдания, – завершает нашу увлекательную беседу протоиерей Владимир Фролов.
По традиции просим батюшку поздравить читателей нашей газеты с праздником Рождества Христова.
– Дорогие жители Крымского района, прихожане наших православных храмов и те, кто только задумывается об участии в жизни церковной! Всех вас поздравляю от лица православной церкви с Великим Рождеством Христовым – самым радостным детским и взрослым праздником! Желаю вам всего наилучшего. Для детей – послушания своим родителям, ведь это самая первая и самая главная заповедь. Молодым я желаю уметь воздерживаться от всяких соблазнов и учиться целомудрию, не пренебрегать чистотою душевной и телесной, особенно в наше лукавое, сложное время. Взрослым мужам и женам хочется сказать: любите друг друга, берегите супружество, будьте внимательны, участны к своим детям, не позволяйте делам по их воспитанию идти на самотёк. Старичкам и старушкам желаю продолжать развивать свою любовь друг к другу, чтобы она уже переходила в духовное состояние. И, конечно же, молитесь за своих детей, внуков и правнуков.
Спаси вас всех Господь и благослови! Ещё раз с праздником!
Нелля СОТНИЧЕНКО.