Патриотический автопробег «Небо Кубани», посвящённый 82-ой годовщине одного из крупнейших воздушных сражений в истории Великой Отечественной войны, прошёл в Крымском районе.
В апреле 1943 года над низовьями реки Кубань, Таманским полуостровом и Новороссийском развернулось масштабное противостояние. Оно сыграло важную роль в освобождении Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков.
Более 30-ти лет кубанские поисковики ведут большую работу – ищут места падения советских самолётов. За это время стали известны сотни имён героев того сражения, подняты и с почестями захоронены останки лётчиков, павших в боях за освобождение кубанской земли.

Патриотический автопробег «Небо Кубани» с установкой памятных знаков на местах гибели советских лётчиков в Крымском районе проводится в 13-й раз. Его организуют ассоциация поисковых отрядов «Кубаньпоиск» и Краснодарская краевая общественная поисковая организация «Кубанский плацдарм» при поддержке регионального отделения «Поискового движения России» в Краснодарском крае. Акцию реализуют в рамках проекта «Нам доверена Память. Великой Победе – 80 лет» с использованием Гранта Губернатора Кубани. В патриотическом мероприятии приняли участие представители поисковых отрядов, общественных организаций, члены Ассоциации ветеранов «Мегапир», местных отделений ДОСААФ России, автоклубов, компании «Газпром трансгаз Краснодар», а также казаки, курсанты Краснодарского высшего авиационного училища и Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД, юнармейцы, школьники.
Ежегодная акция по традиции стартовала на воинском мемориале «Сопка Героев». Память солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, почтили минутой молчания. К Вечному огню возложили цветы.

– Наш автопробег проводится уже много лет. Установлены десятки знаков на местах гибели лётчиков экипажей. Вместе с поисковиками мы смогли вернуть имена нашим героям, – сказал председатель отделения «Поискового движения России» в Краснодарском крае Александр Шепелев.
Более сорока автомобилей с флагами и георгиевскими лентами колонной проследовали по маршруту посёлок Первенец – село Молдаванское – хутор Горно-Весёлый. Участники автопробега установили памятные знаки на местах гибели экипажей штурмовиков Ил-2 весной и летом 1943 года. Эти места обнаружили кубанские поисковики в 2024 году.
При установке памятных знаков организаторы рассказали участникам автопробега о боевом пути и обстоятельствах героической гибели советских лётчиков, а также о работе по идентификации самолётов. Имена лётчиков удалось установить по номерам самолётов, архивным документам и технологическим клеймам. На каждой табличке размещены QR-коды на интернет-ресурсы с подробной информацией о тех событиях. Каждый желающий, подойдя к табличке и наведя камеру телефона на QR-код, сможет подробнее узнать о героях-авиаторах и работе кубанских поисковиков.
Нелля СОТНИЧЕНКО.
Памятные знаки на местах гибели экипажей установлены:
В окрестностях хутора Меккерстук – экипажу Ил-2 190-го Штурмового авиационного полка (ШАП) 214-ой Штурмовой авиационной дивизии (ШАД):
Виктор Капитонович Железнов, 1923 года рождения, пилот, младший лейтенант, уроженец Ивановской области;
Георгий Михайлович Баратаев, 1923 года рождения, воздушный стрелок, старший сержант, уроженец Новосибирской области.
Экипаж не вернулся с боевого задания 30 июля 1943 года.
Севернее хутора Горно-Весёлого – экипажу Ил-2 618-го ШАП 214-ой ШАД:
Владимир Иванович Канатников, 1922 года рождения, пилот, младший лейтенант, уроженец города Москва;
Анатолий Петрович Мудраков, 1924 года рождения, воздушный стрелок, сержант, уроженец города Киева.
Самолёт был сбит огнём зенитной артиллерии противника, экипаж погиб 9 августа 1943 года.
В 5-ти километрах севернее города Крымска – экипажу Ил-2 7-го Гвардейского штурмового авиационного полка (ГШАП) 230-ой Штурмовой авиационной дивизии (ШАД):
Григорий Андреевич Лучко, 1922 года рождения, пилот, гвардии младший лейтенант, уроженец Сумской области УССР;
Иван Филиппович Федорычев, 1924 года рождения, воздушный стрелок, гвардии сержант, уроженец Башкирской АССР.
Самолёт был сбит огнём зенитной артиллерии противника, совершил вынужденную посадку, экипаж погиб 9 августа 1943 года.