А вы знали, что цветные карандаши стали использовать как художественный материал только в начале 20 века? До этого художники рисовали свои шедевры простым карандашом, еще раньше графитом и углем. Отсюда и само слово «карандаш» переводится с тюркского как «черный камень». Получить же цветные аналоги удалось с использованием различных красителей, пигментов и клеевых добавок. Так, с появлением цветных карандашей, у мастеров появилось еще больше возможностей отражать в своих работах многогранную красоту мира, создавать красочные и необычные образы на радость всем и вдохновлять других! Сегодня даже существуют карандаши, рисующие акварелью, если размыть их рисунок водой. Вот до чего дошел прогресс в художественных материалах!

Как появились цветные карандаши

Детство современного человека совершенно невозможно представить себе без цветных карандашей. Даже сейчас, когда малыш ещё не начал говорить, а уже может пользоваться гаджетами, он всё равно продолжает рисовать. Да и многие взрослые с удовольствием берут в руки эти волшебные палочки.

Почти всё, чем мы сейчас пользуемся было изобретено ещё в древнем мире. Ну за исключением электроники, да и то она часто дублирует функции вещей прошлого. Меняются только материалы, способы изготовления, совершенствуются потребительские свойства.

Ровно то же самое случилось и с карандашом. Палочки для рисования использовались с древнейших времен. Наибольшую известность получили римские стилусы – это стержни, заостренные с одного конца и сплющенные с другого. Причем из различных материалов, могло быть и дерево, но в основном металл. 

Чаще всего использовали свинец, который оставлял на поверхности следы и им можно было писать на папирусных свитках. Это подчеркивает и само слово «карандаш», которое составлено из двух тюркских – «кара» означает «черный», а «даш» переводится как «камень». Получается «черный камень».

Стилус был удобен тем, что если не было под рукой недешевого папируса, то можно было и нацарапать сообщение. По этому же принципу действовало и древнерусское писало – им выдавливали буквицы на мягкой, специально обработанной бересте. Или писали на восковых табличках, которые назывались «церы» — явно прослеживается латинское происхождение, поскольку на латыни cera означает «воск».

Но прообраз современного карандаша всё же придумали древние греки – известные поклонники изящных искусств и литературы. Они догадались делать стержни на восковой основе. Художники ценили их за живость красок, а также потому, что долго не выгорали. 

Хотя карандаши они также использовали и в строительной отрасли – маркировали, наносили границы для обработки мраморных блоков каменотесами. Всё как сейчас. Использование карандашей на восковой основе совершенно четко задокументировано, чаще всего в связи с этим вспоминают труды римского историка Плиния Старшего.

Только надо понимать, что карандаш в то время выглядел совершенно иначе, чем сейчас. У него совершенно не было футляра и использовался только стержень. Но это было хорошо, пока материал стержня не сильно пачкал руки. 

В Средние века карандаши на восковой основе стали забываться, как и большинство достижений Древнего мира. Хотя окончательно и не исчезли, но художники уже начали использовать пастель. Для простых начертаний применяли все тот же свинец и серебряную проволоку. Но они оставляли относительно слабый, серый и нечеткий след.

Все изменилось с открытием месторождения графита в Англии в 1564 году. Графитовый след намного ярче и четче, он тут же получил популярность – даже фермеры начали использовать его для маркировки овец. Но имел сильные недостаток – страшно пачкал пальцы, а от них и всю, совсем не дешевую, одежду. 

Поэтому для него начали изобретать держатели, а чаще всего просто обматывали пеньковой бечевкой. Ровно то же самое делали еще древние римляне, хотя графита и не знали – им и испачканные свинцом руки не нравились. Опять ничего нового, но хорошо забытое. Однако первый карандаш в футляре описывает еще швейцарский энциклопедист Конрад Геснер в 1565 году. Значит он был известен еще до открытия графита, а его появление только ускорило распространение футляров для стержня. Более подробно об эволюции этого пишущего предмета ГлагоL надеется рассказать в День простого карандаша, который отмечается 26 октября.

Для появления именно цветного карандаша важным представляется Великая Французская революция. Дело в том, что графит англичане считали стратегическим материалом, его незаконный вывоз из страны карался тюрьмой и каторгой. Во время революционных войн экспорт во Францию прекратился, а карандаши были нужны. Тогда художник и изобретатель Никола Жак Конте находит способ изготавливать стержень из низкосортного графита и глины подвергнув их термической обработке. Так была разрушена монополия Англии на карандаши.

Почему это представляется важным? А потому, что в производстве цветных карандашей использована схожая технология – есть пигментный, красящий, материал и некая связывающая, склеивающая, основа. Снова вспомним древних греков, которые использовали пигмент и воск. А поскольку точный изобретатель именно цветных карандашей неизвестен, то логично предположить – этот безымянный герой использовал наработки Конте. Хотя мы можем и ошибаться, но это точно прояснят только новые исследования.

Популярными цветные карандаши стали только в начале XX века, когда их запустили в массовое производство. Считается, что первым это сделала американская фирма Faber-Castell в 1908 году. Их удобство и качество быстро оценили художники и самые главные из них – дети. Хотя с появлением раскрасок для взрослых уже совсем недавно, в 2016 году, их популярность еще больше возросла, а продажи увеличились втрое. И то верно – кому не хочется снова впасть в детство? Особенно сейчас.

Источник

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика