Почти сто лет назад в станице Крымской ходил трамвай. Это был вагон на конной тяге, который двигался по рельсам и курсировал между железнодорожной станцией и рынком станицы. Конно-железная городская дорога, или как называли ее люди — конка, обычно представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж. Вагон, рассчитанный на 15 пассажиров, по рельсовым путям тянула одна или две лошади, управляемые кучером.

Как «мостик» в прошлое – новый арт-объект – вагон конки, выполненный в реальных размерах. Он установлен в Крымске на пересечении улиц Синева и Карла Либкнехта. В этом районе в конце 20-х годов и проходила конно-железная дорога. «Очень хочется, чтобы жители Крымского района интересовались историей своей малой родины», — написал в своем аккаунте в Инстаграм глава Крымского района Сергей Лесь.

Как рассказал научный сотрудник Крымского краеведческого музея Сергей Ростовский, в станице Крымской конка просуществовала в течение 4-6 лет. А вот рельсы были видны вплоть до 60-х годов, особенно в районе нынешней автостанции.

В условиях кубанского бездорожья начала ХХ века рельсовая узкоколейная дорога требовала гораздо меньше затрат, чем прокладка твердого шоссе. Достаточно было возвести невысокую насыпь. Например, в районе Армянского, такую дорогу построили для вывоза из карьера добываемого там полиграфического известняка (он применялся в то время для многоцветной печати иллюстраций, этикеток и денег). Так, этой дорогой ещё в 1942 — 1943 гг. пользовались немцы. После войны такая дорога была проложена по улице Луначарского от Скалы до перекрестка винзавода для подвозки камня в период восстановления. Рельсы стояли до середины 60-х, по этой линии сейчас проложен тротуар.

По словам Сергея Ростовского, в начале ХХ века станица заканчивалась в районе нынешней автостанции, промежуток до железнодорожного вокзала практически не был застроен, и дорога для повозок была проезжей лишь в сухой период. В распутицу даже пешком можно было дойти до станции только по узкоколейке. И только по рельсам пара лошадок могла тянуть вагончик, не особо надрываясь.

Почти сто лет назад, в 1914 году, в станице Крымской был разработан проект электрического трамвая, никогда, однако, не реализованный. Источники разнятся в причинах, а также сроках запуска конки, но известно, что в 1927-м, уже наблюдался крайний износ путей и подвижного состава, то есть, станичники этот транспорт буквально заездили — настолько он был нужным и востребованным. Вообще, конка была обычным видом транспорта во многих городах России, но в станицах — только выдающихся, таких, например, как Крымская — бывшая в те времена центром нефтедобычи. 

«Протяженность колеи в нескольких источниках также указана разная: от 3 до 3,5 километров. Известно, что ветка шла от железнодорожной станции по нынешней улице Маршала Жукова, через мост, к рынку и далее по улицам Николаевская и Церковная, переименованных потом в улицы Ленина и Демьяна Бедного, — рассказывает Сергей Ростовский. — Всего было два состава: грузовой и пассажирский. Они делали по несколько рейсов в день. Есть, кстати, мнения, что в финальной стадии существования, конка была, на самом деле, керосиновым трамваем. Иные же вообще утверждают, что в Крымской были и трамваи на электрической тяге. Увы, истина потеряна в многочисленных переименованиях и делениях районов: Новороссийского, Черноморского, Крымского, Греческого и т.д., сопровождавшихся переездом архивов, изменением планов и прочими перипетиями.  Так или иначе, наш крымский трамвай, прекратил своё существование в 1931 году, прожив, по некоторым сведениям, около 10 лет».

По воспоминаниям старожилов, преодолеть подъём к центру станицы конка не могла, а лишь заходила в тупик  и там лошадей переводили и цепляли к противоположному краю вагончика, а экипаж отправлялся в обратный путь.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика