В Крымском краеведческом музее продолжает работать выставка «Мастерство прикладного творчества».

Особое место на выставке занимают павлопосадские шали. Дата первоначального изготовления шалей неизвестна. Но украшения «набойка» тканей существовала на Руси уже в 12 веке. Первыми мастерами по украшению тканей были иконописцы, сначала «набойками» они украшали церковные одежды. Позднее искусство набойки распространилось на шали.

 Мода на шали пришла в Европу в конце 18 века после Египетских походов Наполеона, который привез в подарок  Жозефине восточную шаль, которая так понравилась, что впоследствии у императрицы их было 400 штук. Все европейские модницы увлекались восточной экзотикой. Тонкие мягкие шали защищали от холода дам и отличались необыкновенной красотой. Очень скоро мода на шали пришла и в Россию, где они пользовались большим спросом и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек.  Создание платка требовало до 400 наложений. Чтобы краска лучше печаталась, по форме били тяжелым молотком. Так возник термин «набойка» или «набивка». До конца 19 века шали набивались вручную. Привозные печатные машинки появились в конце 19 века. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор.

 Особенно славились и были любимы на Руси павлопосадские шали. Павловский Посад расположен на правом берегу р.Клязьмы, недалеко от Москвы. Знаменитый павлопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера.  Создание каждого нового платка занимало около трех месяцев.

Один из владельцев павловопосадской платочной мануфактуры Василий Грязнов мечтал уйти от мирской жизни в монастырь, однако так и не осуществил свое желание. Зато всю свою жизнь заботился о неимущих. При фабрике построил школу, больницу и богадельню. В августе 1999 года Василий Грязнов был канонизирован в лике святого праведного Василия Павловопосадского. Сейчас изготовление павловопосадских платков считается народным промыслом. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России.

Сначала при набойке шалей применялись «турецкие узоры». Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи. Затем их сменили цветочные гирлянды из садовых и полевых цветов. Это пионы, ромашки, тюльпаны, колокольчики, розы. Традиционный фон — черный, вишневый, зеленый. Очень любимы шали на слегка кремовом, естественном фоне шерсти. На светлом фоне узор выполняется красным цветом, исстари считавшимся на Руси символом красоты. Создание шалей и платков -дело коллективное, но главная роль в этом принадлежит художнику. До середины 19 века красный цвет имеет мягкий оттенок, розоватый или коричневатый, полученный от крашения растительными красками. К концу 19 века узоры становятся более насыщенными, яркими так как используются химические красители. Модны были рисунки, которые называли «мильфлер», представляющие собой роспись мелких букетиков или отдельных небольших тщательно проработанных цветов и листьев.

 Русские шали имели одну важную особенность — в отличии от большинство привозных они были двухсторонними, т.е не имели изнанки и их можно было носить на обе стороны. Шали стоили необычайно дорого — до 20 тысяч рублей и более.  Шали были огромными даже в три человеческих роста, один конец ее обертывали вокруг руки, другой спускался до земли.

Заинтересовались? Выставка работает до 19 января.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *