«Баллада о Высоцком» – программа, реализуемая в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив. На бесплатный концерт были приглашены сотрудники учреждений культуры, образования, члены Совета ветеранов и общества инвалидов, а также сотрудники предприятий муниципалитета. Часть билетов была в свободном доступе в Социально-культурном центре.
Большой гастрольный тур артистов стартовал 23 августа. Бесплатные концерты уже прошли в Гурзуфе и Севастополе в Крыму, в Архипо-Осиповке и Темрюке, Анапе, Геленджике, Новороссийске, Крымске и Краснодаре. Закончится гастрольный тур в Москве большим концертом, который состоится 10 ноября в Государственном Кремлёвском дворце.
Нам посчастливилось побывать на этом значимом для Крымска культурном мероприятии и получить незабываемые эмоции от всего увиденного и услышанного.
«Ни единою буквой не лгу»
– это строки из стихотворения Владимира Высоцкого «Прерванный полёт». Вот и во время концерта Дмитрия Певцова и его оркестра сложилось чёткое понимание, что не врут здесь ни одной буквой, ни одним словом, ни одной нотой, ни одной эмоцией. Всё было по-настоящему, а произведения концертной программы исполнялись настолько профессионально и честно, что за душу брала каждая песня, каждый стих, каждое слово, звучавшие в тот вечер со сцены.
Сам Дмитрий Певцов является искренним поклонником творчества Высоцкого. Говорит, что с огромным уважением и трепетом относится ко всему, что создавал любимый народом артист.
– Высоцкого можно слушать с любой песни и читать абсолютно с любой страницы, открыв книгу его стихов. Ведь Владимир Семёнович – великий русский поэт, стихи которого со временем, уверен, войдут в школьную программу по русской литературе, – говорит о нём Певцов.
Со сцены прозвучали «Песня о друге», «Вершина», «Штормит весь вечер», «Он вчера не вернулся из боя», «Лирическая», «Кони привередливые» и многие другие произведения Владимира Семёновича. А закончил своё выступление Дмитрий Певцов исполнением песен «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось» и знаменитой «Там для меня горит очаг».
Артист собрал в зале аншлаг. Зрители аплодировали звезде стоя.
После концерта
По завершении концертной программы люди долго ещё не расходились, делая снимки у сцены, в надежде «поймать» артиста, чтобы взять у него автограф. Мы встретились с Дмитрием Певцовым за кулисами и задали ему несколько вопросов.
– Дмитрий Анатольевич, почему Ваш выбор пал именно на творчество Высоцкого – такого непростого автора, который жил, творил, как говорят «на пределе, на краю»?
– Высоцкий – это моя любовь со студенческой скамьи. Я несколько лет жил в фанатичной любви, три года пытался играть как Высоцкий, петь как Высоцкий, читать стихи как Высоцкий. Слава Богу, фанатизм прошёл, осталась любовь. Да, он был непростым человеком, автором, честно, без лести и заигрывания сочинявшим на очень разные темы. О политике, о болезнях общества, о человеческих взаимоотношениях, о настоящей дружбе. И в каждой теме он был точен и честен настолько, что все считали его своим. Фронтовики думали, что он воевал, заключённые – что «сидел», альпинисты, покорители вершин уверены были, что Высоцкий тоже покорял эти вершины. Любовь к нему была по-настоящему народной, а в последний путь Высоцкого провожали так, как никого из артистов не провожали – всей страной.
Теперь у меня есть возможность – вокально, музыкально, посредством актёрских приёмов и техник – что-то рассказать о Высоцком. И эта программа находит душевный отклик у людей – как взрослых, так и совсем юных.
– Кто помогает Вам писать новые аранжировки на песни Высоцкого? Как приходят идеи на то или иное произведение?
– Количество стихов, которые написал Владимир Семёнович, неисчерпаемо. И столько же идей возникает в моей голове, когда я их слушаю. Благодаря команде лучших музыкантов и профессионалов своего дела я могу рассказать о жизни и творчестве Высоцкого так, как чувствую, как вижу и понимаю эту тему сам.
Каждую новую аранжировку мы придумываем совместно с музыкантами. Иногда кажется, что я ставлю перед ними неразрешимые задачи. Ведь на ум приходят картинки, которые посредством музыки нужно в итоге передать зрителю. И благодаря тому, что каждый в нашей команде – это человек-оркестр, получается находить формы музыкального выражения всех этих моих картинок.
– Сегодня в зале был настоящий аншлаг. Как Вы считаете, почему программа «Баллада о Высоцком» находит такой отклик у зрителей?
– Высоцкий – это серьёзная часть нашей культуры, искусства, это поэт, исполнитель, артист, который сыграл огромную роль в понимании, в восприятии того времени у целого поколения людей. Поэтому Владимир Высоцкий интересен и тем, кто давно знаком с его творчеством, и тем, кто впервые слышит его песни. Поток информации, который сейчас идёт отовсюду и влияет на умы людей, особенно молодёжи, огромен. Зачастую им трудно понять, что хорошо, а что плохо.
Наши концерты – один из способов за короткую программу приоткрыть дверь в мир творчества великого поэта. Поэтому мы выкладываемся на сцене на все 200 процентов. Ведь есть только один шанс и пару часов заинтересовать зрителя так, чтобы у него появилось желание после концерта открыть книжку или включить фильм об этом удивительном авторе. А уж энергетика, исходящая от артистов, дарит зрителю те самые нужные эмоции, вызывает и слёзы, и радость, и восторг за время концертной программы.
– Во время концерта Вы говорили, что некоторые произведения Высоцкого должны войти в школьную программу? Почему Вы так считаете?
– Да, у Высоцкого есть много текстов, которые, по моему мнению, могут быть поняты молодыми людьми школьного возраста. В частности, это произведения о Великой Отечественной войне. Писал и исполнял эти произведения автор так, будто сам побывал на той войне. Столько нерва, понимания, точности и честности в каждом стихе Владимира Семёновича, посвящённом этой теме. Вот взять хотя бы произведение «Он вчера не вернулся из боя». Читая эти строки сегодня со сцены, я понимаю, насколько актуальны они в наши дни. И моя мечта, чтобы дети начинали знакомиться с творчеством Высоцкого со школьной скамьи.
Сейчас наше образование перестраивается с тех либеральных позиций, которые были актуальны в системе более 30-ти лет. И нужно этому процессу дать оформиться, а затем обязательно вернуться к азам того фундаментального образования, которое дети получали в советское время. Процесс этот очень непростой. Оказалось, что столько лет мы бежали в одну и ту же сторону, да не ту. Теперь есть возможность остановиться, повернуться и пойти в верном направлении. Сейчас мы как раз остановились, осталось хорошо подумать, внести изменения, переосмыслить всё, что происходит вокруг, и выбрать правильный путь.
– Расскажите о своих впечатлениях о зрителях Крымского района.
– Зритель был очень сдержанным, но внимательным. Порадовало, что не было у него безразличия и неуважения, беготни по залу и «сидения» в телефонах. Мы не запрещаем людям снимать на видео наши концерты, но всегда предупреждаем, что человек, записывающий процесс на камеру, – это уже не зритель, а оператор. И, к счастью, сегодня в зале «операторов» было очень мало. Все старались получить от концерта как можно больше эмоций, новых впечатлений и знаний о великом авторе – Владимире Высоцком.
В целом же «Баллада о Высоцком» – это мощный социально-психологический синтез музыки и слова, «духа мысли» и живых эмоций, который учит наших граждан патриотизму и традиционным духовно-нравственным ценностям.
Нелля СОТНИЧЕНКО.