Почему крымчане игнорируют остановки и просят построить новые?

Все мы, за очень редким исключением, участвуем в процессе дорожного движения в качестве водителя, пешехода или пассажира. Многие проводят определённую часть времени в ожидании общественного транспорта. Грамотно сконструированные, удобно и продуманно расположенные остановки могут не только сделать ожидание менее томительным, но и стать украшением, одним из символов города.

В Крымске 36 остановок общественного транспорта. Не так много, согласитесь. Однако всегда ли их можно назвать удобными, продуманными, безопасными и доступными для людей разного возраста и с разными физическими возможностями? К сожалению, далеко не всегда.
С поломанными лавками, а то и вовсе без них, «украшенные» уродливыми надписями, выделяются только мусором, который оставляют сами же пассажиры, наши остановки требуют особого внимания. Возможно, именно поэтому люди привыкли «ловить» маршрутки где попало, а не в специально предусмотренных местах. 
Крымчане игнорируют уже существующие остановки и просят у местных властей новые. Мы решили разобраться, почему так происходит и есть ли возможность сделать остановки в удобных для пассажиров и водителей местах.

Вынужденная остановка
Высадка-посадка пассажиров в местах, не предназначенных для этого, стала проблемой, наверное, с  тех самых пор, как город наводнили маршрутные «Газели».
В общих положениях Правил дорожного движения приводится изложение основных понятий и терминов. Ясно, чётко, понятно написано, кто такой водитель, пешеход, пассажир и что такое дорога. Но, к сожалению, нет понятия «остановка общественного транспорта». Есть лишь знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и разметка 1.17, которая обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси. То есть в простейшем случае остановка может обозначаться лишь специальным знаком. В лучшем случае она, конечно, оборудуется остановочным карманом, перроном и павильоном, где можно укрыться от дождя, снега и палящего солнца. Но главное – должен быть знак! Есть знак – есть остановка. Нет знака – нет остановки!
Положения ПДД водитель должен соблюдать так же, как заповеди «не укради, не убий…». И большинство водителей это понимает. А пассажиру и пешеходу ситуация видится совсем по-другому. Некоторые из них считают, что остановка – это то место, где они желают выйти или зайти в общественный транспорт. Их не интересует, есть ли это место в перечне остановок, есть ли там знак остановки, указано ли место в схеме маршрута, возможна ли здесь остановка согласно Правилам дорожного движения и здравому смыслу.
Многие водители сами приучают пассажиров к незаконным остановкам. Они признаются: конечно, удобней и безопасней останавливаться в специально предназначенных для этого местах, но ленивые пассажиры – это заработок, поэтому и приходится подбирать людей у каждого столба.
Как рассказал водитель одного из маршрутных такси, пожелавший остаться неназванным, если пассажир просит его остановиться где-то вне остановки, как правило, просьба удовлетворяется. По его словам, были случаи, когда люди, получив отказ, начинали кричать, ругаться, а то и вовсе угрожать физической расправой. 
– Надо не нас наказывать, а жителей самих приучать нормально себя вести. Тогда им не лень будет дойти до остановки, ведь раньше же ходили, – говорит водитель.

Перемен!
Своя точка зрения у пассажиров. Женщина, представившаяся Натальей Андреевной, негодует: «Мало того, что у нас транспорта нормального нет, так они хотят, чтобы мы в маршрутки на остановках садились. Так же не уедешь никогда! Вот и приходится стараться раньше их перехватить. Вот, например, пассажирам третьего маршрута на улице Коммунистической было бы удобнее выходить на перекрестке с улицей Комарова, но остановка расположена только в центре. То же самое можно сказать и о маршрутах, проходящих по улице Октябрьской. Многим пассажирам нужно выходить в микрорайоне «Платан», а там вовсе нет остановки».
Согласен с ней и Геннадий, который ждет свою маршрутку у музея: «У нас вообще кто-то занимается планированием остановок? Они как были много лет назад организованы, так и есть, хотя уже и сам транспорт изменился, и потоки изменились. Вот здесь давно остановка напрашивается, а ее нет и не будет».

Всё будет
Заместитель главы Крымского района по вопросам ЖКХ Василий Ильенко говорит, что инициативы горожан относительно создания новых остановок для общественного транспорта приветствуются и будут рассмотрены местной властью. Однако надо понимать, что процедура эта небыстрая и далеко не простая. Сначала нужно будет внести изменения в дислокацию дорожных знаков и остановочных павильонов, согласовать всё это с ГИБДД и только потом, выполнив все условия, поставить остановочный комплекс.
Говорят, в некоторых зарубежных странах, построив новый дом, ждут месяц, а потом делают тротуар там, где люди протоптали тропу. Хотя с остановкой, конечно, сложнее – ее можно сделать не везде. Требования к месту обустройства остановок регламентируются государственными стандартами. 
Например, всё в том же месте частой остановки общественного транспорта у музея оборудовать специальный павильон, по словам Василия Ильенко, не представляется возможным. Ведь на расстояние между остановками      ГОСТы также распространяются. А на улице Пролетарской, как известно, уже есть остановка – напротив Социально-культурного центра, и по ГОСТам на этот квартал она должна быть одна.
Кстати, эта остановка – яркий пример того самого простейшего случая, о котором мы говорили в начале текста, – достаточно лишь знака. Современным представлениям об остановочном комплексе она вряд ли соответствует. Заместитель главы района уверяет: власти обязательно однажды обратят внимание на это место.
Сейчас же в городе уже ведутся работы по замене и реконструкции других 11 остановочных комплексов: по два на улицах Советской, Маршала Гречко, Привокзальной, Луначарского и Свердлова, еще один – на улице Маршала Жукова.

В едином стиле
Урбанисты считают, что в каждом городе должен существовать определённый формат остановок, который бы соответствовал архитектурному облику города или, по крайней мере, имел определённые стандарты. Ведь остановки – это такой же элемент архитектуры, как и здания. Идеальная автобусная остановка для муниципальных служб та, которая не требует больших затрат в эксплуатации. Для пассажиров же остановка должна обладать большим количеством характеристик: обеспечивать максимальную видимость, удобный подход к автобусу, защищать от осадков и, конечно, быть безопасной. 
По словам Василия Ильенко, те 11 обновленных остановок, которые в скором времени появятся в нашем городе, удовлетворят требования и коммунальных служб, и людей, и выполнены будут в едином стиле. 
Городская администрация заключила контракт с местным предпринимателем, который изготавливал для Крымска малые архитектурные формы (металлические велосипеды). Для всех остановок у него разработан единый дизайн-проект.
На этот раз остановки сделают более устойчивыми к случаям проявления вандализма. Раньше при изготовлении павильонов предпочтение отдавалось поликарбонату. Но люди его почему-то не жалуют, то и дело разбивают. Поэтому теперь остановочные комплексы будут полностью металлические. 
А ещё на некоторых остановках в центральной части города появятся новые торговые точки. В больших городах остановки давно уже превратились в целые торговые комплексы. Ларьки с кофе, минералкой, мороженным, цветами и свежей прессой – это удобно тем, кто спешит и не успевает в магазин. Разрешение на такую торговлю дают местные власти. У нас подобный торговый комплекс, по словам зам. главы, планирует обустроить некий предприниматель на улице Синёва на остановке напротив стадиона «Витязь».

 

За состоянием остановочных комплексов в Крымске следит городской Многофункциональный центр. По графику осуществляется уборка мусора, снимаются наклеенные объявления. Кроме того, каждую пятницу с остановочных комплексов смывают пыль.

Мало кто знает, но первая остановка (по крайней мере, первое упоминание о ней в истории) была сформирована ещё в 1890 году в городе Колчестере в Англии и предназначалась для ожидания транспорта епископами. Некоторые автобусные остановки стали очень популярными: в 1956 году вышел фильм с Мэрилин Монро, который так и называется «Автобусная остановка» («Bus stop»), без остановки не сняли бы знаменитую сцену в фильме Форест Гамп. В разных странах создатели специализированных мест ожидания транспорта нередко оказываются очень креативными. Например, на одной из улиц Сан-Паулу в Бразилии после Чемпионата мира по футболу была установлена остановка в виде футбольных ворот. В Японии же тему спорта для автобусных остановок посчитали неактуальной и установили в зонах ожидания общественного транспорта гигантские фрукты и ягоды – клубнику, яблоки, арбузы. В Дубае есть кондиционируемые остановки с режимом контроля климата. В Монреале во время ожидания общественного транспорта предлагают поразвлечься и покататься на качелях. В Стамбуле на станциях расположены книжные шкафы. Каждый желающий может почитать книгу в ожидании транспорта или взять с собой, а вернуть на любой другой остановке, где есть книжный шкаф.