В Крымском районе поисковики обнаружили фрагменты самолета ИЛ-2 времен ВОВ

| Изображение 1 из 3 |

В небе над Крымским районом весной-летом 1943 года было сбито огромное количество штурмовиков. Недаром поисковики называют эту местность территорией с наибольшей  плотностью мест падения Ил-2 на всем пространстве боевых действий от Баренцева до Черного моря. Конечно, в таких условиях привязать самолет к экипажу без установления номеров самолета или мотора практически нереально. Однако бывают и исключения из правил.

Эхо Великой Отечественной    войны еще долгие годы будет звучать в сердцах россиян. Многотысячные списки пропавших без вести, затерянные могилы неизвестных солдат, обломки военной техники – уже больше 70 лет минуло с той страшной войны, а у поисковых организаций работы меньше не становится. Сколько историй им еще предстоит рассказать, сколько имен установить, сколько материалов изучить... Один только Крымский район до сих пор таит в своих полях да лесах бесчисленное количество военных тайн. Бывает, месяцы кропотливой работы заводят поисковиков в тупик, а случается, один нежданно обнаруженный факт проливает свет на историю. 
Ноябрь 2017 года выдался на редкость урожайным на военные находки. Сначала недалеко от хутора Новоукраинского была обнаружена могила капитана Федора Свеженцева (об этом мы писали в предыдущих выпусках нашей газеты), а вскоре – место падения Ил-2 и фрагментированные останки пилота, по всей видимости, сержанта Владимира Крылова. Последняя находка была обнаружена примерно в 800 метрах восточнее хутора Новокрымского (в годы войны – Греческий), то есть на участке «село Молдаванское – поселок Саук-Дере Крымского района», том самом, где согласно официальным данным зафиксировано наибольшее число сбитых советских штурмовиков. После находки сотрудникам поисковой организации «Кубанский плацдарм» пришлось погрузиться в изучение боевой работы 18 штурмового авиационного полка Черноморского флота. Экспедиция, проведенная поисковиками в ноябре этого года, стала тем самым случаем, когда, имея минимальное количество данных, удалось собрать картинку в одно целое. Случилось то самое исключение из правил.  
От самолета, рухнувшего на дорогу, сегодня уже мало что осталось – его обломки были давно вывезены с места падения, и то мизерное количество мелких фрагментов, сохранившихся до наших дней, не оставляло надежд на установление имени летчика. И все же поисковики не отчаивались: терпеливо, по крупицам собирали косвенные свидетельства, кропотливо изучали место падения самолета, вспоминали историю авиастроения и, наконец, не только докопались до истины, сформировали полную картину последнего боя, но и вернули имя пилоту! 
После тщательного изучения всех фактов у поисковиков не осталось никаких сомнений, что они работали на месте падения Ил-2 из состава 18 ШАП, потерянного при боевой работе в 1942 году. Среди всех Ил-2 18 ШАП, не вернувшихся с боевых заданий с пилотами, по месту падения подходит только один.
Из Журнала боевой работы в частях ВВС ЧФ за 1942 год:
«28.08.1942 г. при штурмовке войск противника был сбит огнем ЗА (зенитной артиллерии) и упал в районе хутора Греческий самолет Ил-2 № 1861419 18 ШАП. Самолет разбит. Пилот сержант Крылов погиб».
Из списка безвозвратных потерь в частях ЧФ за 1942 год:
«... 305. Крылов Владимир Михайлович, пилот 1 АЭ 18 ШАП, сержант, 1921 г.р., уроженец г. Москва, член ВЛКСМ с 1938 года, не вернулся с боевого задания 28.08.1942 г., холост, мать – Крылова Евдокия Константиновна...».
Из Журнала учета самолетно-моторного парка ВВС ЧФ за 1942 год:
«...Ил-2. … 2. № 1861419, мотор АМ-38Ш № Ш287561 не вернулся с боевого задания 28.08.1942 г. ...».
– Примечательно, что за неделю до своей гибели, 21 августа 1942 года, сержант Крылов был тоже сбит зенитной артиллерией противника в районе Красный Октябрь, но в тот раз ему удалось дотянуть до линии фронта, совершить вынужденную посадку и вернуться в часть.
Второй раз судьба была к нему менее благосклонна. Сержант Крылов погиб и долгие годы числился пропавшим без вести, – говорит заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. - Интересно, что окончательно все сомнения касательно самолета и личности солдата были развеяны небольшой находкой в бруствере воронки – рядом с фрагментированными останками летчика была обнаружена пуговица с якорем. Вот такая, казалось бы, незначительная деталь играет подчас решающую роль во всем деле.
Узнать подробнее о находке, а также о том, по каким признакам было установлено имя летчика, можно на сайте поисковой организации. Нам же остается лишь поблагодарить поисковиков за их ежедневный труд, ведь именно их усилиями с карты военных лет сегодня медленно, но все же исчезают белые пятна, и все больше недавно считавшихся неизвестными солдат вновь обретают свои имена.

По материалам сайта поисковиков Кубани - Журнал «Кубанский плацдарм».